Из чего состоит прием пищи
В поисках инсайтов для создания фудтех-продукта я провел более 30 глубинных интервью с совершенно разными людьми. Главное, что меня интересовало — как именно они питаются, какими сервисами пользуются и с какими проблемами сталкиваются.
Минимально систематизировав полученную информацию, я хочу поделиться в нескольких постах тем, что узнал.
Здесь уже можно почитать про основные группы, на которые я поделил опрошенных по их подходу к управлению своим питанием.
Данный пост сосредоточен на наблюдаемом паттерне, в который укладываются этапы потребления каждого из участников моего исследования.
При этом учитываются как консервативные модели поведения с самостоятельным приготовлением и преобладающим питанием дома, так и современные варианты с активным использованием сервисов фудтеха.
Основные шаги приема пищи
Всего их пять: идея, выбор, получение, потребление и утилизация.
Идея
Человек только задумывается о том, что хочет поесть.
Это интересный и, вероятно, самый важный этап. В этот момент необходимо взвесить сразу множество факторов, и это определит дальнейшие доступные опции.
Под доступными опциями следует понимать список блюд, потребление которых в пищу возможно в данных условиях.
Это может быть каталог блюд сервиса доставки, который покрывает местоположение человека, или меню ресторана, в котором будет происходить прием пищи.
Более комплексный пример с приготовлением дома это возможные рецепты блюд, знакомые человеку, из продуктов, которые есть в холодильнике или ближайшем супермаркете. Но при этом за исключением тех, которые нужно жарить или использовать в приготовлении продукты с высоким содержанием холестерина.
Как раз в зависимости от того, к какой группе относится пользователь (я описывал их ранее), будет различаться перечень анализируемых факторов.
Выбор
На этом этапе человек уже выбирает конкретное блюда.
Но в определенных обстоятельствах он может не раз возвращаться к самому началу, чтобы переоценить сложившиеся условия и заново ограничить круг блюд, возможных для приема.
Таким фактором, например, может стать открывшаяся недоступность конкретного блюд или же банальное понимание, что определенный продукт ему надоел.
Получение
Здесь подразумеваются сам процесс приготовления, или ожидание доставки, или поход в магазин, или дорога до ресторана и т.п.
Важно не само действие, а совпадение ожидаемого процесса с реальным. Жесткие негативные различия могут оказать эффект на этап идеи в будущих приемах пищи.
Но даже при самом негативном сценарии, вероятность возвращения на первый этап в рамках этого кейса крайне мала.
Например, служба доставки жестко нарушила сроки доставки, когда человек очень хотел есть. Изначально он руководствовался простотой такого способа получения и относительно небольшой разницей при получении между самостоятельным приготовлением и доставкой.
Теперь в будущие разы он не будет расчитывать на доставку в срок и подсознательно понизит приоритет у заказа еды на доставку в сравнении с приготовлением самому.
Но также это справедливо и для примера наоборот, когда приготовление оказывается более хлопотно и затратно по времени в сравнении с доставкой.
Потребление
Непосредственно сам прием пищи.
Кажется, что этот этап является самым важным: понравится ли вкус, внешний вид, консистенция. И только это станет основным критерием при соврешении выбора в будущем.
Но это контринтуитивно, иначе мы бы всегда ели одно и то же блюдо, в одном и том же месте.
Реальное влияние может оказываться на этап выбора, но в этот момент перечень доступных блюд уже определен и, как правило, является очень ограниченным.
И даже тогда могут вмешаться внешние факторы.
Утилизация
Сколько пластика попадает на помойку после еды? А сколько самое еды выбрасывается из ресторанов для приготовления нашего блюда?
Традиционно эти вопросы игнорировались и не соотносится непосредственно с процессом приема пищи. Но на самом деле зависимость здесь прямая и в последнее время наметился позитивный тренд внимания к этой проблемы не только со стороны ученых, активистов или политиков, но и обычных потребителей.
Однако не только это является определяющим данного этапа.
В наибольшей степени подразумеваются последствия.
Большое количество мусора — это плохо.
Но также плохо — это увеличение холестерина в крови, ожирение и как следствие риск для здоровья.
Примеры разделения на этапы
Я буду использовать четыре портрета, списанных с реальных людей. Каждый портрет характеризует одну из групп которые я сформулировал ранее.
Отрицающий
Живет с мамой. Сам не готовит. Никогда не приходилось заботиться о собственном питании. Не имеет никаких ограничений. Еще молодой и активно растет.
Идея | Не задумывается о еде, пока уже не позовут к столу. Мама часто сама напоминает о том, что ему нужно поесть. Хочет контролировать поел или нет. Она готовит дома сама. Использует те продукты, что есть дома или в ближайшем супермаркете. Набор рецептов ограничен. Редко ищет какие-то новые блюда. |
Выбор | Мама может предложить приготовить несколько блюд на выбор из того, что умеет готовить. Чаще не спрашивает и решает за него. |
Получение | Тратит около часа на приготовление. Часто готовит одно и то же блюдо на нескольких человек и в количестве на несколько дней вперед. Для самого представителя группы процесс приготовления незаметен. |
Прием | Считает, что блюдо ему нравится, но на самом деле никогда толком не анализировал какие блюда и почему ему нравятся. |
Утилизация | Иногда выбрасывает часть порции, потому что изначально она была слишком большая для него. Не анализирует насколько это блюдо было полезно для него. |
Игнорирующий
Офисный работник. Для него обед — это исключительно утилитарная вещь и возможность передохнуть от работы.
Идея | Находится в офисе. Около работы ограниченный выбор ресторанов, постоянно ходит в одни и те же места. Идет туда, где меньше надоело. Если это час пик, он может специально избегать особенно популярных мест, даже если они ему нравятся больше. |
Выбор | Выбирает из доступного в ресторане меню. Радуется, когда оно обновляется. Но даже обновленное меню напоминает предыдущее. |
Получение | Просто дожидается, пока приготовят, иногда в процессе решает рабочие вопросы. Если ему не повезло, и в этот раз кухня оказалась перегружена. Он на некоторое время может перестать ходить в это место, но позже все равно придет. |
Прием | Быстро ест, в целом кухня и еда ему нравится, но уже не вызывает никаких эмоций. |
Утилизация | Оставляет грязную посуду на столе. Переводит несколько бумажных салфеток. Не задумывается об эффекте на экологию. Не ведет учета калорий и не задумывается о лишнем весе. |
Интересующийся
Знаком с общими принципами здорового питания. Уже имеет рекомендации от врача для контроля уровня холестерина. Никогда всерьез не ограничивал свое питание.
Идея | Забыл во время поесть и вспомнил, когда уже очень сложно терпеть голод. Поэтому нет времени готовить. Решает взять готовую еду. Для покупки идет в ближайший магазин, чей бренд ассоциируется со здоровым питанием. |
Выбор | Выбирает из блюд, которые есть на полке. Игнорирует мучные изделия и блюда с содержанием свинины, говядины, баранины. |
Получение | В этом кейсе Получение начинается еще до этапа выбора, но заканчивается также после. Дома разогревает за пять минут. В общей сложности это быстрее и проще, чем готовить самому. |
Прием | Жадно ест. От такого голода блюдо кажется очень вкусным. Но не нравится эстетика. Для него важны и вкус и эстетика. |
Утилизация | Из всех отходов остается только пластик. Немного переживает, но зато такой мусор сортируется и попадает в переработку. Никак не учитывает достаточно ли употребил нутриентов и не планирует следующий прием пищи. |
Управляющий
Пользователь, который целеустремленно худеет, следит за калорийностью, занимается в зале.
Идея | Смотрит на продукты, которые есть в холодильнике. Они были куплены с учетом их энергетической ценности. Он пробегается по данным о сегодняшней калорийности и с помощью таблицы составляет список продуктов, которые закроют его энергетические потребности. |
Выбор | Исходя из полученного списка, он прикидывает, какие блюда можно приготовить. Возможно, ищет рецепты в интернете. |
Получение | Готовит самостоятельно. Иногда сразу на несколько дней вперед. Из-за этого его дневной рацион может повторяться, но так проще готовить и вести учет. |
Прием | Не хватает сахара и соли, продукты поднадоели, но он уже к этому привык. Еда не приносит большого удовольствия и выполняет лишь утилитарную функцию. Пользователя это устраивает. |
Утилизация | Нужно помыть посуду и кухню после приготовления. Остатков пищи почти нет, только непригодное в пищу. Оно идет в помойку. Ведутся небольшие записи о потребленных нутриентах, если они не были записаны сразу. Витаминный баланс не учитывается. |
Выводы
Хотя большинство людей сознательно не управляют своим питанием, их выбор все равно строится на доступных опциях. При это в 100% случаев выбор не строится на ВСЕХ доступных опциях.
Самые жесткие границы выставляются не за счет реальной физической невозможности получить блюдо. Основными ограничителями становятся привычные паттерны, которые годами остаются неизменными и трансформируются только в экстремальных условиях.
Пищевые привычки. Фактически большинство проблем с ожирением как раз связаны с ними. Это один самых значимых аргументов на этапе Идеи.
Наибольший потенциал фудтеха — огромные возможности для анализа и применение информации о пользователе для решения его проблем.
Потому что тот, кто будет решать проблемы пользователя на этапе Идеи за счет анализа данных, и будет определять все дальнейшие доступные опции.
Но в первую очередь при развитии такого продукта необходимо сфокусировать внимание не на развитии инструментов для этого самого анализа, а на правильной интеграции в пищевые привычки пользователя.
Например, есть большая категория людей, которые включают YouTube перед тем как сесть есть и не могут обедать без видео на фоне.
Интересной гипотезой было бы попробовать сформировать у них привычку использования продукта непосредственно за счет его рекламы в момент прямо перед потреблением пищи.
Но с другой стороны, не будет ли уже слишком поздно? Этап, который планируется охватить, уже давно прошел, и сообщение уже неактуально.
В таком случае, чем занимаются люди, когда осознают, что пора поесть?
Связаться со мной