Нам не требуется столько еды, сколько мы производим
В эпоху digital компании и государства активно оперируют информацией, чтобы планировать и оптимизировать свою деятельность. В том числе это касается сферы продуктов питания, где главной метрикой выступают данные о совершенных покупках.
Спрос на продукты питания
С помощью собственных аналитических систем магазинам вполне успешно удается снизить количество просрочки. Например, такой гигант как Магнит, практически не списывает мясо. В крайнем случае им выгоднее запустить маркетинговую акцию и продавать его с небольшим убытком, но привлечь клиентов в магазин и заработать на других товарах, которые они купят. С менее востребованными продуктами вроде кондитерских изделий ситуация обстоит хуже и их часто приходится списывать.
Ситуация выглядит хорошо — рынок саморегулируется. Однако как подобное действие отражается на рационе потребителя, а соответственно его здоровье? И будет ли съедено все это мясо? Насколько увеличится производство мяса, потому что рынок смог справится с предыдущим объемом? И так ли оно необходимо?
Происходит нарушение причинно следственной связи, когда мы потребляем не столько, сколько нужно, а сколько произвели.
Это классическая ситуация с праздничным столом к Новому году, когда еды готовят столько, что после еще несколько дней доедают. И не важно, что салат уже заветренный, а мясо потеряло всякий вкус — нужно доесть. А после еще и видим лишние килограммы на весах.
Влияние на окружающий мир
В 1971 году советский климатолог Михаил Будыко на международной конференции по Климатологии заявил о грядущем глобальном потеплении из-за деятельности человека. Тогда ему никто не поверил, но сейчас сомнений в этом не осталось практически ни у кого.
Широко известно, что сжигание угля, нефти и газа приводит к основному выбросу парниковых газов, но гораздо менее популярна информация о том, что также большим источником выбросов является и животноводство.
14,5% — уровень выбросов индустрии животноводства
Эта цифра сравнима по размеру с выбросами всех видов транспорта (автомобили, самолеты, корабли).При этом в отличие от сжигания ископаемого топлива, при котором выделяется СО2, основной парниковый газ в производстве мяса — метан, парниковый эффект которого сильнее в 23 раза.
Вторая проблема — изменение естественного ландшафта, к которому относятся деградация земель и сведение лесов под пастбища.
Последнее дополнительно усиливает изменение климата.
Неучтенный экономический эффект
В рыночные отношения не закладывается влияние на климат. Оно учитывается как внешний фактор, но не учитывается в стоимости транзакций.
В 90-е годы Уильям Нордхаус аспирант Йеля разработал интегрированную оценочную модель DICE (Dynamic Integrated Climate-Economy). Эта модель сводит воедино климатические и экономические показатели и с помощью климатических показателей экономики (например, изменение температуры) оценивает ущерб и выгоды.
Основной вывод из его работы, что стоимость каждой тонны СО2 в атмосфере составляет примерно 40 долларов за тонну, что сильно меньше существующих квот.
Существуют еще несколько подобных моделей и сам Нордхаус позже выпустил обновленную версию для отдельных регионов RICE, но каждая из моделей показывает, что он изначально оценил ситуацию довольно оптимистично.
В итоге
ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) прогнозирует, что спрос на мясо и молоко вырастет к 2050 году на 73% и 58% соответственно.
Это совсем не значит, что нужно отказываться от мяса и становится вегетарианцем.
Ряд исследований показывает, что переход на растительную диету или диету из морепродуктов приводит к увеличению водного следа, затрат энергии и дополнительным выбросам.
Но это также не значит, что нужно смирится с ситуацией и ничего не предпринимать.
Самым оптимальным и, наверное, единственно правильным решением является регулирование и сбалансирование своего рациона питания по простому принципу:
Брать ровно столько сколько требуется
Связаться со мной